Особенности малого бизнеса

Федеральные программы

На федеральном уровне действуют такие меры поддержки малого бизнеса:

  1. Льготное кредитование. Минэкономразвития, Банк России и Корпорация МСП совместно реализуют программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Такие субъекты могут получить кредиты по ставке 8,5%. На сегодняшний день в программе участвуют более 60 банков. Кредиты предоставляются для пополнения оборотных средств, финансирования текущей деятельности, в том числе оплаты налогов или выплаты зарплаты, а также для участия в закупках через тендеры.
  2. Программы Фонда содействия инновациям «Умник», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация» и «Кооператив». Они предназначены для бизнесменов из научно-технической среды. Суммы финансирования разнятся от 0,5 до 25 млн рублей. Как и в случае с грантами, распределение производится на конкурсной основе.
  3. Программа Министерства сельского хозяйства. Господдержка малого бизнеса в 2019 году осуществляется в виде предоставления льгот, компенсаций и субсидий. Минсельхоз предоставляет льготы на лизинг, кредитование и тарифы на перевозку зерна. Предпринимателям сферы сельского хозяйства может быть компенсирована часть затрат на транспортировку продукции и на создание или модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Также предоставляются субсидии на растениеводство, повышение продуктивности молочного скотоводства и производство сельскохозяйственной техники.

Итак, господдержка малого бизнеса в 2019 году осуществляется в разных видах и формах. Есть несколько приоритетных сфер, представителям которых получить ее проще. Это сельское хозяйство, промышленность, научно-технические инновации, образование, внешнеэкономическая деятельность. Очень многое зависит от территориальной принадлежности бизнеса, поскольку субсидии и гранты действуют на региональном уровне. Помощь получают соискатели, прошедшие серьезный конкурсный отбор.

Модель поведения для «второй волны»

Решения бизнеса и государства в пандемию во многом были спонтанными, но ко «второй волне» необходимо подготовиться заранее. По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты России Елены Дыбовой, не снимая с повестки базовые системные вопросы развития предпринимательства, сейчас нужно заняться форс-мажорными – выработать для предпринимателей модель действий во время второй волны пандемии. Предприниматели должны получить четкие рекомендации, как себя вести при различных сценариях развития событий, заранее просчитать свою модель и выработать план действий.

Ситуация остается непредсказуемой, значит, нужны дополнительные меры поддержки. «В октябре закончились все отсрочки по кредитам, Центробанк дал рекомендацию продолжить отсрочки и реструктуризацию, – говорит Елена Дыбова. – Но рекомендации недостаточно, должно быть четкое постановление Правительства о продлении сроков отсрочки. Вопрос осложняется тем, что за полгода долги уже накопились, значит, надо рассматривать не перенос, а частичное списание, погашение, рассрочку».

Страхи не позволяют развиваться, а предприниматель всегда живет под страхом очередной проверки и штрафа, – считает исполнительный директор ОПОРА России Андрей Шубин: «Контрольные органы прислали в прокуратуру на согласование реестр плановых проверок следующего года, в который вошло более 300 тыс. мероприятий. Вал проверок нарастает, у государства есть аппетиты проконтролировать все. Надо думать, как кардинально изменить систему контроля».

Вопросы, поднятые в ходе Форума, никак нельзя назвать праздными. Малый бизнес, понесший большие потери весной 2020 года, вновь подвергается испытаниям. В этой ситуации государству определенно нужно действовать аккуратно и продумано. Иначе попытка установить контроль за соблюдением закона обернется тем, что все больше небольших предпринимателей будет уходить за его черту.

Моего бизнеса нет в реестре СМСП. В чём причина?

Налогоплательщик не сдал отчётность

Если вы не предоставили бухгалтерскую отчётность за прошедший год, ФНС неоткуда получить сведения о доходе бизнеса. А значит, она не сможет проверить, соответствует ли ваше дело критериям малого предпринимательства, и исключит компанию из реестра.

Данные «не дошли» до реестра СМСП

Год делится на 2 части:

  • с 10 января по 10 июня — в это время налоговая опирается на финансовую информацию за позапрошлый год. Например, в 2021 года это будут данные отчётности за 2019 год;
  • после 10 июля — с этого момента и до 10 декабря налоговая ориентируется на сведения за прошедший год. То есть с 10 июля 2021 года при обновлении реестра будет учитываться бухгалтерская отчётность за 2020 год.

Представим, что компания стала соответствовать критериям малого предпринимательства по итогам 2020 года. В марте 2021 года она сдала бухгалтерскую отчётность. Но спустя месяц данных о ней в реестре СМСП по-прежнему нет. Дело в том, что отчётность за 2020 год будет учтена после 10 июля. Тогда компания и появится в реестре.

Компания или ИП только зарегистрировались, поэтому данные о них ещё не появились в базе

Новые компании и ИП попадают в реестр не в день регистрации, а 10 числа следующего месяца. Если это ваш случай, нужно немного подождать.

Компания перестала подходить под критерии малого бизнеса

Это происходит, если количество сотрудников или выручка за календарный год превышает допустимые границы либо если состав участников компании не соответствует требованиям.Если такого не произошло, возможно, дело в том, что в отчётности были допущены ошибки.

Технический сбой

Компания может «исчезнуть» из реестра из-за технического сбоя. Такое иногда случается, например, если резко увеличивается количество пользователей. Как только сайт ФНС начнёт работать в штатном режиме, данные будут восстановлены.

Важно

Если вы считаете, что ваш бизнес не попал в реестр СМСП по ошибке, можно направить электронное обращение об этом через специальный сервис ФНС.

Отмена ЕНВД и ворох нерешенных проблем

В 2021 году предпринимателей ожидает еще одно отягощающее условие – отмена ЕНВД. По оценке Торгово-промышленной палаты на ЕНВД работает примерно 2,2 млн предпринимателей, количество налогов, которые придется платить малому бизнесу, увеличится в 5–6 раз. Чтобы сохранить этот пласт бизнеса, нужно искать другие варианты налогообложения.

Малые должны оставаться на рынке, но выживать в ситуации падения доходов гораздо сложнее. В период пандемии самыми распространенными причинами простоя или закрытия бизнеса стали проблемы с арендодателями, падение спроса и растущие финансовые издержки.

Повторный локдаун может привести к сокращению субъектов малого и среднего предпринимательства в 2 раза, отметил председатель президиума
АКОРТ
Сергей Беляков.

По словам участников, многие вопросы, на которые пытались в экстренном порядке ответить во время режима повышенной готовности, так и не стали, чем-то большим, чем экстренные меры. На фоне вероятного введения новых ограничений, малый бизнес пребывает в неопределенности насчет не только грядущих мер, но и политики правительства – ведь даже без пропускного режима и нового раунда расходов на гигиену потребители сокращают активность, снижая торговые обороты.

Что такое реестр субъектов малого бизнеса

Чтобы считаться малым предприятием, компания или ИП должны не только соответствовать критериям, но и входить в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Это информационная база, которую ведёт Федеральная налоговая служба.

Чтобы проверить, включён ли бизнес в реестр СМСП, нужно зайти на страницу ФНС и указать в строке поиска:

  • либо ИНН;
  • либо название организации/ФИО предпринимателя;
  • либо ОГРН/ОРГНИП.

Вы увидите запись о компании или информацию о том, что такой организации нет в реестре.

Так выглядит страница, если компания или ИП есть в реестре. Здесь же можно скачать выписку из реестра СМП.
Так выглядит страница, если данных в реестре нет.

Общие особенности малого предпринимательства

Для стабильного развития экономики страны необходимо оптимальное сочетание малого и крупного бизнеса. Роль малых предприятий в экономике страны достаточно велика:

  • предоставление рабочих мест,
  • реализация творческого потенциала работников,
  • возможность трудоустройства социально незащищенных слов населения.

Малый бизнес имеет ряд особенностей, который отличает его от крупномасштабного предпринимательства. В частности, к ним относятся:

  • небольшие сферы сбыта продукции,
  • численность работников в таких организациях не должна превышать 100 человек.

Для малого предприятия характерен специфический характер финансирования и высокая доля оборотного капитала.

Согласно закону №209 – ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), отвечающие ряду условий по выручке, численности персонала, составу участников.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Особенности малого предпринимательства 410 руб.
  • Реферат Особенности малого предпринимательства 250 руб.
  • Контрольная работа Особенности малого предпринимательства 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Малые предприятия более гибко реагируют на смену предпочтений конъюнктуры и могут в кратчайшие сроки перестроить производство и адаптировать его под современные нужды. Зачастую малые предприятия быстрее создают инновационный продукт, нежели крупное производство. В связи с данным фактором во многих странах идет активное финансирование малого бизнеса.

Еще одной важной особенностью является экономичность малого предприятия. На создание и функционирование малого бизнеса требуется значительно меньше затрат

Оборачиваемость такой организации достаточно высока, а заработная оплата сотрудников ниже. Существенной особенностью малого предприятия является упрощенный бухгалтерский учет. Все это позволяет успешно функционировать и поддерживать конкурентоспособность с крупным бизнесом.

Формы поддержки малого бизнеса в России: чем может помочь государство?

Каждый день появляются новые малые и средние предприятия, но большинство из них уже в течение первого года перестают существовать. Это связано с тем, что предприниматели зачастую вообще не получают финансовой поддержки на начальном этапе развития бизнеса. Когда человек впервые начинает какое-то дело, он не может рассчитать все предстоящие расходы, возникающие впоследствии. Поэтому, для того, чтобы в стране успешно развивался малый и средний бизнес, ему необходимо оказывать поддержку со стороны государства и частных инвесторов.

Существуют разные формы поддержки малого бизнеса. Поддержка предпринимательства может быть разной: финансовой, юридической, льготной, кредитной, правовой и т.д. В крупных городах страны образовываются специальные фонды и организации, которые занимаются вопросом оказания поддержки малым предпринимателям. Например: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

В Москве в 2007 году начала работать «Неотложная правовая помощь малому предпринимательству». Она помогает предпринимателям малого бизнеса в проведении контроля качества и государственных проверок. Формы поддержки малого предпринимательства могут затрагивать самые разные сферы. В 2006 году в Москве открылся «Фонд содействию кредитования» этот фонд предоставляет поручительства по займам, лизингу и кредитам.

Развитие малого бизнеса и предпринимательства будет способствовать росту экономики страны, потому как на рынке отечественных товаров будут появляться отечественные товары, которые будут постепенно выходить на конкурентно способный уровень.

Механизмы поддержки малого бизнеса очень разносторонни и могут затрагивать разные аспекты деятельности, но даже самая минимальная помощь может значительно помочь начинающим предпринимателям. В некоторых регионах России местные власти оказывают кое-какую материальную поддержку предпринимателям, которые начинают заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Сельское хозяйство России находится в упадке, оно просто нуждается в притоке небольших и средних предприятий, которые будут способствовать подъему аграрного хозяйства.

Но, к сожалению, если государство как-то и пытается помогать начинающим предприятиям, то эта помощь совсем незначительная и не может в должной мере способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

Более того, в последнее время государство повысило налоги, что вызвало море возмущений и противоречий со стороны предпринимателей.

Поддержка из Центра занятости

Существуют два вида выплат от Центра занятости населения (ЦЗН): компенсация затрат на открытие бизнеса и субсидия на его развитие.

Компенсация предоставляется на сумму затрат, но не более определенного максимума. Например, в Москве можно получить до 10 200 рублей, в Московской области — до 7 500 рублей. В эту сумму входят расходы на уплату госпошлины, затраты на изготовление печати, приобретение бланков, стоимость услуг нотариуса, иных правовых и технических услуг. Разумеется, все эти издержки должны быть подтверждены документами.

Для получения этой выплаты нужно оформить в ЦЗН статус безработного, после чего обратиться с заявлением о содействие в организации бизнеса. Далее надо пройти курс введения в предпринимательство, после чего можно подавать документы на регистрацию ИП.

Программа поддержки малого предпринимательства также предполагает выдачу субсидии на развитие своего дела. Она активно выплачивалась в период с 2005 по 2012 год. Сумма — 58 800 рублей. Ее получали начинающие предприниматели, представившие рабочий бизнес-план в перспективных с точки зрения местных властей сферах. Среди соискателей проводился конкурсный отбор.

В последнее время во многих регионах эту выплату сократили из-за недостатка финансирования, но где-то ее все же производят. Например, по информации с официального портала МСП Кубани, через ЦЗН можно получить единовременную финансовую помощь на открытие бизнеса в сумме 117 600 рублей. Рассчитывать на такую поддержку могут безработные граждане, получившие дополнительное профессиональное образование по направлению Службы занятости. Если бизнесмен создаст новое рабочее место, он сможет претендовать на дополнительное возмещение в сумме 58 800 рублей.

Чтобы узнать о возможности получения субсидии, рекомендуем обратиться в местный ЦЗН, а если там не смогут разъяснить этот вопрос — в Департамент занятости своего региона.

Виды поддержки

Через созданную инфраструктуру осуществляется поддержка малого бизнеса по нескольким направлениям: финансовая, имущественная, информационная и консультационная.

Финансовая поддержка — это выдача субсидий субъектам МСП, осуществление бюджетных инвестиций в их деятельность, а также предоставление гарантий по их обязательствам.

Имущественная поддержка — это передача в пользование государственного и муниципального имущества, земельных участков определенного назначения, зданий или помещений, оборудования, транспорта, инструментов. Все это может передаваться малому предприятию безвозмездно или за плату, в том числе на льготных условиях.

Консультационная поддержка состоит из двух частей:

  1. Непосредственно консультирование, в том числе различные семинары, конференции и прочие массовые мероприятия.
  2. Компенсации затрат на такие консультации, если они подтверждены документами.

Бесплатная консультация по регистрации

Под мерами информационной поддержки малого бизнеса понимаются различные государственные системы, а если говорить проще, ресурсы в интернете, из которых можно получить различные полезные сведения. Для поиска данных о господдержке удобно использовать Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. На нем можно выбрать регион и увидеть, какие программы для МСП в нем реализуются.

Также стоит отметить Портал бизнес-навигатора МСП. Это информационный ресурс, где собрана вся основная информация для малого бизнеса, в том числе и относительно помощи государства. В личном кабинете бизнесмен среди прочего может найти доступные для него субсидии и некоторые другие меры государственной помощи.

В разных регионах и даже конкретных поселениях программа поддержки малого и микробизнеса может существенно отличаться. Это связано с тем, что субсидии выделяются из бюджетов разных уровней, и приоритетные сферы развития везде свои. Для уточнения можно обратиться в администрацию своего населенного пункта, местный Центр занятости населения, региональные отделения Торгово-промышленной палаты, Фонда содействия инновациям.

Другие субсидии

Виды финансовой помощи и действующие программы поддержки напрямую связаны с региональной принадлежностью субъекта малого бизнеса. Например, в Москве существует около 10 видов субсидии для малого бизнеса. Среди них поддержка экспортеров, компенсация процентов по кредитам, лизинговых платежей, возмещение затрат на участие в конгрессах и выставках и приобретение оборудования. Максимальная сумма таких компенсаций исчисляется миллионами рублей.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области дополнительно к перечисленным субсидиям предусмотрены меры поддержки малого бизнеса в сфере социального предпринимательства и создания средства размещения для туристов, в том числе гостевых комнат.

А вот в Краснодарском крае довольно много субсидий по двум направлениям — промышленность и сельское хозяйство. Например, если малое промышленное предприятие организует трудовую занятость осужденных, ему возместят 60% фактических затрат, но не более 500 тыс. рублей. Также субъект малого бизнеса в сфере промышленности в этом регионе может получить субсидию до 10 млн рублей на возмещение части затрат, понесенных в связи с реализацией инвестиционных проектов. Субъектам сельского хозяйства в Краснодарском крае выдаются субсидии на страхование, приобретение элитных семян, строительство систем мелиорации, развитие племенного животноводства, садоводства, производство рыбной и молочной продукции, а также возмещение затрат, связанных со сдачей перерабатываемых отходов.

Еще одной формой помощи перспективным бизнесменам являются гранты, которые предоставляются на конкурсной основе. Они обычно организуются на региональном или местном уровне. Например, в 2019 году в Нижегородской области предусмотрен грант на 200 тыс. рублей для компаний и ИП из сферы науки. Во многих областях проводится конкурс «Поддержка начинающих фермеров». Максимальная сумма гранта составляет 3 млн рублей, но не более 90% затрат. Она предоставляется фермерам, которые занимаются разведением крупного рогатого скота. В других направлениях сельского хозяйства сумма гранта составляет 1,5 млн рублей.

Борьба с контрафактом бьет по малым

Непродуманное регулирование подакцизных товаров, в первую очередь табачных изделий и никотиносодержащих продуктов, приводит к тому, что малый бизнес оказывается в тяжелой ситуации, а порой и вынужден закрываться. Повышение акцизов на сигареты, табачную и никотинсодержащую продукцию на 20% с 2021 года может стать новым ударом по малоформатной рознице, так как вызовет рост цен на легальную продукцию и рост оборота нелегальных сигарет. Проблема особенно актуальна, ведь все громче звучит мнение о том, что нарушители закона с каждым годом находятся во все более выгодных условиях, чем те, кто работает честно.

Так как доходы населения падают, нелегальная продукция становится более привлекательной, и часть потребителей может переключиться на более дешевый контрафактный табак, с которого не заплачены акцизы и НДС. Ущерб будет нанесен не только легальному бизнесу и госбюджету, но и экономике в целом. Производители табачных изделий выступают за реализацию сигарет в разных каналах, в том числе в малоформатной рознице.

«Сигареты – это один из ключевых товаров ассортимента малой продуктовой розницы, – говорит президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП «ОПОРА» Владлен Максимов. – Для потребителя сигареты выступают маркером цен и причиной похода в магазин, чтобы кроме табака заодно закупить и другие продукты. Недобросовестный бизнес, который выигрывает в ценовой гонке за счет нелегальных сигарет, подрывает и доверие к государству, и общественный порядок, вытесняя с рынка игроков, соблюдающих закон».

Как якорный товар табак может помочь в поддержке малого и среднего предпринимательства, считает начальник отдела расследований Контрольно-финансового управления ФАС России Надежда Володина: «Надо развивать цивилизованный малый ритейл, в том числе путем возврата табачной продукции и разрешением на реализацию никотиносодержащей продукции. Надеюсь, совместными усилиями, применяя принципы разумного регулирования, мы поможем экономике нашей страны выйти из этой сложной ситуации».

Нужные жесткие меры

Для борьбы с контрафактом и предотвращения резкого усиления теневого рынка табака в России необходим системный подход, включающий изменение действующего законодательства и усиление правоприменения со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

Одна из рассматриваемых мер – введение единой минимальной цены на сигареты.

Как рассказал директор по работе с органами государственной власти компании «JTI Россия» Василий Груздев, сейчас цена нелегальной пачки составляет 50–60 руб., что даже ниже, чем уровень минимальных налоговых обязательств – 64 рубля (акциз и НДС) которые должны быть заплачены с любой пачки. В текущем году средняя цена легальной пачки в России составляет порядка 120 руб.

Размер минимальной цены мог бы быть определен по прозрачной формуле на основании минимальной налоговой составляющей (акциз и НДС, которые должны быть заплачены с любой пачки сигарет) и дополнительного коэффициента, который бы отражал минимальные расходы на производство, логистику и реализацию. Если цена на полке будет ниже минимальной, это будет дополнительным индикатором для потребителя и контролирующих органов.

Среди других мер по борьбе с нелегальной торговлей спикер отметил необходимость повысить штрафы за продажу нелегальной табачной продукции. «Действующие штрафные санкции слишком низкие и неэффективные – 4–5 тыс. руб. – для физлиц и 10-15 тыс. руб. – для должностных лиц, – считает Василий Груздев. – Кроме того, в законодательстве отсутствуют нормы об уничтожении изъятого нелегального оборудования и изъятой продукции. Согласно законопроекту который рассматривается Думой, предлагается кратно увеличить штрафы в КоАП и предусмотреть уничтожение контрафактной продукции».

Необходимо также ввести уголовную ответственность за незаконное перемещение табачной и алкогольной продукции в крупном размере через государственную границу РФ с государствами-членами ЕАЭС. По данным Nielsen, более 55% нелегальных сигарет попадает из стран ЕАЭС. Сейчас в УК РФ предусмотрена только ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза, что позволяет контрабандистам безнаказанно перемещать нелегальную подакцизную продукцию на территорию России из других государств-членов ЕАЭС.

Как рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов, собираемость налогов на табачную продукцию в I полугодии 2020 года выросла на 58 млрд руб., что связано с ограничением перемещения через границу. Но такое состояние не сможет продолжаться долго, пока границы закрыты, увеличивается внутреннее производство нелегальной продукции, а когда границы откроются, контрабандисты из других стран попытаются компенсировать паузу.

Госдума работает над рядом нормативных актов. В первом чтении уже принят проект закона, устанавливающий для физических лиц лимит на ввоз и перевозку для личного потребления немаркированной табачной продукции. Также внесены на рассмотрение Госдумой законопроекты о кратном повышении размеров административных штрафов за оборот нелегальной табачной продукции и законопроект о введении единой минимальной цены табачной продукции, ниже которого производители табачной продукции не могут реализовывать сигареты.

Проблема контрафакта актуальна и для никотинсодержащей продукции. Как рассказал вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Белоруссии Сергей Слипченко, рынок стал насыщаться контрабандой и некачественной продукцией, что требует ускорения работы по принятию технического регламента на никотинсодержащую продукцию и усиление мер контроля.

Сейчас на площадке Евразийской комиссии при поддержке Минпромторга России ведется разработка технического регламента на никотинсодержащую продукцию, таким образом наша страна может выступать локомотивом этого процесса на всем пространстве ЕАЭС и способствовать защите легального рынка от контрафакта.

Схема помощи государства

Государство помогает малому бизнесу через специально созданную инфраструктуру. В нее входят некоммерческие и коммерческие организации из разных сфер: банки, фонды, научно-технические центры, государственные и муниципальные органы, организации и учреждения, специализированные фирмы и центры поддержки предпринимательства.

У каждого из них своя задача:

  • банки выдают малому бизнесу льготные кредиты;
  • фонды осуществляют привлечение инвестиций, выдачу грантов, выступают поручителями по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • государственные и муниципальные организации заказывают часть своих товаров и услуг у таких субъектов;
  • технические, научные, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы обеспечивают среду для работы: помещение, офисную технику, доступ к сетям связи, консультирование, а иногда и частные инвестиции;
  • специализированные организации, входящие в систему, предоставляют субъектам малого бизнеса бухгалтерские, юридические, маркетинговые, консультационные и другие услуги бесплатно или на выгодных условиях;

центры поддержки предпринимательства — аналоги МФЦ, в них можно получить различные бизнес-услуги в режиме «одного окна».

Как попасть в реестр СМСП

Чтобы бизнес включили в реестр СМСП, не требуется подавать какие-либо заявления. Налоговая самостоятельно вносит информацию о предпринимателях и компаниях на основании данных:

  • о доходе — из бухгалтерской отчётности;
  • о составе участников — из ЕГРЮЛ;
  • о численности сотрудников — из расчёта по страховым взносам. Его раз в квартал сдают ИП с работниками и все организации.

До ноября 2020 года реестр СМСП обновлялся 1 раз в год — 10 августа на основании данных, которые были у налоговой службы на 1 июля текущего года.

Из-за этого предприниматели, исключённые из реестра СМСП или по разным причинам не попавшие в него, могли восстановить свой статус не раньше следующего года. Особенно остро эта проблема встала в период пандемии коронавируса, когда многие меры господдержки распространялись только на малый и средний бизнес.

Чтобы преодолеть это формальное правило, в мае 2020 года налоговой даже пришлось вне графика присваивать статус МСП тем, кто соответствовал критериям.

После ноября 2020 года правила изменились. Чтобы предприниматели могли быстрее попадать в реестр СМСП, информация о них корректируется ежемесячно.

Как это работает?Компания А не включена в реестр СМСП, потому что 50% её уставного капитала принадлежит крупной организации «Рубльпром». В ноябре 2020 года этот участник продаёт свою долю гражданину Иванову Ивану, и теперь компания А соответствует всем критериям малого бизнеса. Раньше она попала бы в реестр СМСП только в августе 2021 года — практически через год. Но по новым правилам организацию включают в реестр СМСП уже 10 декабря того же года.

Исключить налогоплательщика из реестра могут 1 раз в год — 10 июля:

  • если он перестал соответствовать критериям малого бизнеса, например, его годовая выручка превысила 800 млн рублей;
  • если он не предоставил отчётность за прошедший год.

С помощью онлайн-сервиса можно дополнить реестр СМСП сведениями о своей продукции и о заключённых госконтрактах. Эта информация помогает потенциальным заказчикам выбирать партнёров из представителей малого бизнеса.

Когда в реестре появляются данные о новой организации

Если вы зарегистрировались как ИП, то данные о вас автоматически появятся в реестре 10 числа следующего месяца. Новые организации попадают в реестр в такие же сроки, если соответствуют требованиям к составу участников. Численность работников и размер дохода в этих случаях не учитываются, потому что компания или ИП ещё не сдавали никаких отчётностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector