Порядок оформления и расследования несчастного случая на производстве

Какие бывают несчастные случаи

Возникновение всех несчастных случаев на производстве или вне его всегда носит незапланированный характер, так как напрямую связано с получением вреда здоровью различной степени тяжести. Правовое регулирование расследования таких ситуаций и общего порядка действий при их возникновении установлено в трудовом законодательстве. При этом их возникновение зачастую не зависит от конкретной сферы деятельности и определенной профессии. Также такие акции различаются по исход и последствиям, которые влекут за собой в будущем.

Общий порядок действий должностных лиц при возникновении трагедии с ущербом для граждан и персонала

Трудовым законодательством приведена исчерпывающая классификация таких происшествий в зависимости от различных факторов:

  • Главным критерием является нанесение вреда здоровью граждан, который может быть связан даже со смертельный исход. В соответствии с такими критериями выделяют 3 степени — легкая, когда вред незначителен и отсутствует заболевание, оформление данных происшествий ведется с составлением простого протокола. Средний вред здоровью предполагает наличие повреждений в виде переломов, нанесения травм лицо, также при них может произойти последующее ухудшение здоровью, причем значительно. 3 степень считается самой тяжелой и приводит к смерти рабочего;
  • Также такие виды классифицируются в зависимости от количества участников на одиночный и групповой соответственно;
  • Классификация по причинам возникновения авария всецело исходит из специфики деятельности организации. Как правило, это связано с нарушением в области техники безопасности или поломкой оборудования — классифицируется как механические повреждения, удар электрическим током, получение ожогов или значительного переохлаждения.

Важно! Вне зависимости от произошедшего работодатель обязан следовать установленному законодательством порядку реализации прав рабочего на получение первой помощи и проведению независимого расследования

Расширенный порядок действий при возникновении побочных эффектов и зависимости от специфики деятельности компании

Первая помощь пострадавшему

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Первая помощь – это простейшие медицинские действия, обычно оказываемые не медиками, а работниками, находящимися вблизи места происшествия. В течение первых 30 минут после получения травмы пострадавшим рекомендуется произвести такие манипуляции:

  • исключить дальнейшее воздействие на пострадавшего опасного фактора;
  • при необходимости снять с больного одежду, стесняющую дыхание, вынести его на свежий воздух;
  • для определения степени повреждения нужно аккуратно обнажить травмированную область;
  • при тяжелом состоянии пострадавшего выполнить для его спасения искусственное дыхание, наружный массаж сердца, наложение повязки, остановку кровотечения и т. д.

Важно! Необходимо как можно скорее вызвать скорую помощь, даже если больной пришел в себя. До прибытия медиков нужно поддерживать жизненные функции пострадавшего

Сроки

Легкие случаи рассматриваются три дня

Тяжелые случаи имеют более долгий срок в пятнадцать дней, что позволяет собрать все улики, подробно разобраться в материалах дела, ознакомиться с заключениями специалистов, принять во внимание все обстоятельства

Если работодатель не был в курсе происходящего, то расследование может начаться в любой срок с момента подачи пострадавшим заявления, длиться оно будет месяц. Однако если требуется повторное расследование с помощью сторонних организаций, срок давности событий значения не имеет.

Когда проверка окончена, комиссия выдает решение в виде заключения. Если доказана вина работодателя, он обязан выплачивать моральную компенсацию каждый месяц своему наемному рабочему в размере среднего дохода.

В заключение, напоминаем, что трудовые отношения имеют ряд прав и обязанностей одной и другой стороны.

Предоставление безопасного рабочего места работодателем является важным пунктом в трудовой деятельности.

От случайностей, к сожалению, никто не страхован. Своевременное обучение и сдача экзамена по охране труда сохранит Ваше здоровье и труд.

Как производится регистрация и учет событий, сбор и хранение материалов и многое другое разобрано в видео ниже:

Основные вопросы по положениям ст. 230 ТК

В каких форматах создаются акты, упоминаемые в данной статье?

Типовые формы этих документов содержатся в Приложении № 1 к Постановлению Минтруда № 73 от 24.10.02. Для подведения итогов по ЧП производственного характера используется Форма Н-1, дополнительно применяется и Форма Н-1ПС. Для ЧП, не имеющего отношение к производству, используется Форма №4.

Как в трудовом законодательстве отличают ЧП производственного и непроизводственного характера?

Данное разделение содержится в ст. 292.2 ТК. ЧП относят к непроизводственному, если:

  • его причиной стали действия (бездействие) потерпевшего, относящиеся к уголовным деяниям;
  • смерть потерпевшего произошла по причине его постоянного заболевания;
  • произошло самоубийство;
  • причиной смерти или повреждений здоровья стало употребление алкоголя, наркотиков и других подобных веществ.

Какое количество экземпляров итоговых актов необходимо по итогам рассмотрения производственного ЧП?

Статья 230 ТК указывает на необходимость двух экземпляров как минимум. Также добавляются экземпляры:

  • для страховщика – при необходимости выплаты страховой компенсации;
  • по месту деятельности потерпевшего – в ситуации, когда его отправили трудиться к данному нанимателю.

В ситуации группового ЧП итоговый акт оформляется отдельно из расчёта на каждого пострадавшего.

Отчет по форме 7-травматизм

Раз в год организации обязаны подавать в свое отделение Росстата (ТОГС) сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях. Для этих целей была утверждена форма 7-травматизм (приложение № 2 к Приказу Росстата №216 от 19.06.2013). Для отчетов в 2021 году надо пользоваться формой, которая утверждена Приказом Росстата №493 от 10.08.2018 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения, за травматизмом на производстве и миграцией населения».

Сдают ее один раз в три года не позднее 25 января все юридические лица и предприятия (кроме микро) всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме:

  • финансовой и страховой деятельности;
  • государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, образования;
  • деятельности домашних хозяйств как работодателей, недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров;
  • деятельности экстерриториальных организаций, подведомственных территориальному органу Росстата в субъекте РФ.

Характеристика ст. 229.2 ТК

В её начале указывается, что при расследовании несчастного случая лица, задействованные в этом процессе, вправе:

  • идентифицировать и расспрашивать свидетелей ЧП;
  • опрашивать нарушителей нормативов безопасности труда;
  • получать ответы от потерпевшего (при возможности);
  • получать требуемые данные от нанимателя (его уполномоченного).

К этим лицам относятся:

  • участники комиссии по расследованию;
  • госинспектор труда (в предусмотренных ТК ситуациях).

Указано, что по предписанию комиссии для нужд расследования наниматель за свой счёт обеспечивает:

  • проведение вычислений, лабораторных исследований, прочих работ экспертного характера, а также задействование необходимых специалистов;
  • фотографирование/видеосъёмку объекта, где произошло ЧП, повреждённых предметов, составление необходимых чертежей, схем и т.д.;
  • транспорт, служебные помещения, приборы для коммуникации, защитный инвентарь (спецодежду и т.д.).

Далее дан перечень документов, которые должны входить в материалы, суммирующие итоги расследования ЧП:

  • документ о создании комиссии по расследованию ЧП;
  • материалы фото-и видеосъёмок, протокол исследования места ЧП, профильные чертежи, схемы и пр.;
  • документы, описывающие рабочее место и присутствие неблагоприятных окружающих факторов;
  • выписки из журналов и протоколов инструктажей по безопасности труда и оценки знаний потерпевших в этой области;
  • протоколы опросов свидетелей ЧП и соответствующих менеджеров, свидетельства потерпевших;
  • выводы профильных экспертов, результаты вычислений и пр.;
  • заключение врачей об аспектах повреждений, полученных потерпевшим, или об обстоятельствах его кончины, а также о возможности влияния на него алкоголя, наркотиков и других подобных веществ;
  • копии свидетельств, удостоверяющих получение потерпевшим положенного ему защитного инвентаря (спецодежды и пр.);
  • выписки из более ранних предписаний, затрагивающих предмет расследования, направленных в адрес нанимателя госинспекторами труда и представителями госструктуры, занимающейся контролем установленной сферы деятельности (если ЧП произошло на объекте, подконтрольном данной госструктуре), а также выписки из соответствующих предписаний представителей профсоюзов, касающихся отслеживания действий нанимателя по устранению полученных от госинспекторов замечаний;
  • иные документы, необходимые для разбирательства аспектов ЧП.

Подчёркнуто, что отдельный список документов, относящихся к конкретному расследованию, формируется главой комиссии. Он зависит от специфики и характера ЧП.

Указано, что собранные документы и материалы используются комиссией (госинспектором труда в особых ситуациях, прописанных в ТК) с целью:

  • выявления причин ЧП и его обстоятельств;
  • идентификации лиц, возможно допустивших нарушения нормативов безопасности;
  • разработки предложений по ликвидации обнаруженных нарушений и профилактике подобных ЧП;
  • определения, насколько на потерпевшего влияли его деловые отношения с нанимателем;
  • выяснения, каким нанимателем осуществлялся надлежащий учёт ЧП;
  • определения, насколько корректно классифицировать ЧП как связанное с производством.

Подчёркнуто, что в некоторых вариантах ЧП классифицируются как не связанные с производством. Такое решение принимает комиссия или госинспектор. Это происходит, когда:

  • кончина потерпевшего произошла из-за общего заболевания или его самоубийства, что подтверждено соответствующими следственными структурами, медиками или судом;
  • кончина или повреждение здоровья произошли из-за употребления потерпевшим алкоголя и иных подобных веществ, что никак не связано с технологическими процессами, если в них используются эти вещества;
  • причиной ЧП стали действия (бездействие) потерпевшего, классифицируемые как уголовные преступления.

Подчёркнуто, что ЧП на производстве имеет страховой характер, когда оно произошло с лицом, подлежащим обязательному соцстрахованию от производственных несчастных случаев и профзаболеваний.

Особо упомянут вариант, когда расследование определило, что небрежность застрахованного лица способствовала возникновению ЧП или развитию его последствий для здоровья. Тогда, с ориентацией на мнение местной профорганизации или иного подобного органа, степень вины потерпевшего устанавливается в процентном соотношении.

В конце статьи указано, что положение, затрагивающее нюансы расследования ЧП для отдельных отраслей или организаций, а также формы соответствующих документов утверждаются госструктурой федерального уровня, особо уполномоченной на это Правительством.

Создание комиссии

Если произошел несчастный случай, то работодатель в срочном порядке должен издать приказ о назначении специальной комиссии, которая будет заниматься расследованием. В данную комиссию должны входить представители профсоюза, если таковой имеется на предприятии, специалисты по охране труда и технике безопасности. При особо серьезных случаях приглашаются представители инспекции по труду, местной администрации. Если в результате несчастного случая произошла серьезная травма или смерть человека, то в обязательном порядке должен присутствовать представитель ФСС.

Если работник выполнял поручение другого работодателя и в это время получил травму, то комиссия по расследованию несчастного случая создается на территории этого предприятия. К примеру, такие расследования происходят по месту работы, где сотрудник трудится по совместительству.

Если несчастный случай признается страховым, то о нем необходимо уведомлять местный орган ФСС

Особое внимание данной структурой уделяется несчастным случаям, в которых пострадали два и более человек, или со смертельным исходом. К такому расследованию присоединяется прокуратура, представители местной исполнительной власти, профсоюзы

Если вред здоровью нанесен из-за пищевого отравления, то в комиссию включаются органы санитарно-эпидемиологического контроля.

Деятельность комиссии заключается в установлении причин несчастного случая, обстоятельства происшествия, перечня лиц, должностных и обычных, которые допустили халатные действия, нарушения охраны труда. Комиссия должна квалифицировать несчастный случай как производственный или не связанный с производством.

После расследования оформляется Акт Н-1, в соответствии с формой №2 Приложения №1 к Постановлению №73, это в том случае, если несчастный случай произошел на производстве в рабочее время. Если же происшествие не связано с производством непосредственно, то составляется акт по форме №4 этого же Постановления. Подписывается акт всеми членами комиссии, которые участвовали в расследовании несчастного случая. На документ ставится печать, номер, данные о нем вносятся в специальный журнал. Форма журнала и образец записи можно найти в вышеуказанном Приложении №1 Постановления №73.

Один экземпляр акта выдается пострадавшему в несчастном случае, и один – высылается в местное отделение ФСС. Все это должно быть сделано в течение 3 рабочих дней с момента подписания акта. По итогам расследования работодатель составляет перечень мер, направленных на исправление возникшей ситуации и на предотвращение повторения таких происшествий в будущем.

Е.Щугорева

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в нашей стране обязательно:

Как должно проводиться расследование при травме на работе

227-я статья российского Трудового Кодекса для каждого несчастного случая на производстве определяет необходимость провести его расследование, а также организовать и вести их учет. Расследование ведет государственный инспектор труда.

В числе тех, по отношению к кому проводится подобное расследование, законодательство относит не только тех, у кого есть соответствующий договор найма. Оно применимо к любому, кто для работодателя принимает участие в его производственном процессе. Это может быть и практикант, и привлеченный к ликвидации пожара, и заключенный, и выполняющий общественно полезные работы.

Процесс расследования должен затрагивать любые случаи, которые повлекли следующие последствия:

  • — получение любых телесных повреждений, включая и те, причиной которых стали другие лица;
  • — получение теплового удара;
  • — получение ожоговых повреждений;
  • — получение обморожения тканей и частей тела;
  • — получение повреждений после воздействия электротока или молнии, а также любых форм излучения;
  • — получение повреждений от животных и насекомых, включая в первую очередь укусы;
  • — получение повреждений вследствие аварийных ситуаций.

Обнаружив несчастный случай на производстве или получив о нем сообщение, работодатель обязан предпринять ряд действий, которые определяет 228-я статья российского Трудового Кодекса. В их число входят:

  1. оказание без любых задержек первой помощи тому, с кем произошел несчастный случай на производстве, и если это требуется – максимально быстро доставить его в ближайшее учреждение медицинского профиля;
  2. предпринять все меры для того, чтобы предотвратить любые возможности развития аварийной ситуации;
  3. насколько позволяет ситуация и если это не несет никому угрозы – сохранить место ситуации в состоянии «как было» до момента, когда будет начато ее расследование;
  4. если ситуация не позволяет, воспользоваться видеокамерами, фотоаппаратами и составлением схем для фиксации обстановки;
  5. без промедлений проинформировать о том, что произошло или происходит, ряд организаций и лиц: родственников того, кто подвергся несчастному случаю на производстве, и направившую его организацию; трудовую инспекцию в Москве; профсоюз; государственную инспекцию труда в городе Москве; страховщика и прокуратуру.

В вопросе оповещения особняком стоит ситуация острого отравления: в случае его фиксации помимо основного списка должна быть оповещена Федеральная служба, ведущая в сфере защиты потребительских прав надзор за благополучием человека.

Следует учитывать, что факт своевременности и полноты оказанной медицинской помощи никакого влияния никак не оказывает на то, как по тяжести будет оценена травма.

В своей статье 230.1 российский Трудовой Кодекс обязывает работодателей в совершенно обязательном порядке сделать журнал, в котором ведутся регистрации несчастных случаев.

230-я статья российского Трудового Кодекса определяет порядок, в котором оформляются все материалы проводимого расследования. В частности, составляется акт по специально разработанной форме Н-1. Этот акт должен быть обязательно оформлен как минимум в двух экземплярах – если пострадавший один, и по экземпляру на любого пострадавшего, если их было несколько. Когда расследование завершено, этот документ подписывается самим инспектором, а заверяют его личная подпись руководителя и организационная печать.

Как гласит 212-я статья российского Трудового Кодекса, именно на работодателя возлагается обеспечение должного уровня безопасности для предоставляемых им трудовых условий. И если расследование приведет к выводу, что этот уровень оказался недостаточным по вине этого работодателя, то его ожидают штрафные меры. В том случае, если работодатель является индивидуальным предпринимателем, эти меры будут ограничены интервалом от минимально 1 тыс.руб. до максимальных 5 тыс.руб. Для юрлиц верхний уровень штрафной планки уже не просто вырастает до пятидесяти тысяч рублей – он уже может включать и приостановление его деятельности, о чем говорит статья 5.27 российского КоАП.

Порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве, учет таковых, оформляемые при этом документы

Проведение расследования несчастных случаев на производстве требует от руководителя соблюдения особого порядка в своих действиях, т. к. это необходимо для обеспечения надлежащего исполнения им своих обязанностей по всестороннему исследованию произошедшего. Расследование и учет несчастных случаев на производстве регулируются законодательством по труду (ТК, ст. 229-230.1).

Порядок расследования несчастных случаев
выглядит таким образом:

Не знаете свои права?

Скачать форму приказа
  1. Первоочередной задачей работодателя является создание специальной комиссии. Ей предстоит заниматься расследованием случившегося. Состав комиссии может быть различным, т. к. это зависит от определенных факторов (тяжести случившегося несчастья, условий, при которых произошел несчастный случай на производстве и пр.).

    Так, если речь идет о легких последствиях для пострадавшего, в составе комиссии присутствуют:

  • специалист по охране труда (либо иное лицо организации, уполномоченное на осуществление деятельности такого рода);
  • представитель работодателя;
  • представитель первичного органа профорганизации (другого представительного органа работников при его наличии);
  • уполномоченное лицо по охране труда.

    Главное, помнить, что в составе комиссии в любом случае должно присутствовать как минимум 3 человека.

    Если же несчастный случай привел к тяжким последствиям для здоровья пострадавших либо повлек смерть одного или нескольких человек, тогда в комиссию должны быть включены:

госинспектор труда;
представитель исполнительного органа власти (субъекта или местного самоуправления);
представитель территориальной профорганизации;
представитель страховщика (если пострадавшей был застрахован).В некоторых случаях к расследованию могут привлекаться специальные органы, призванные осуществлять контроль (надзор) в определенных сферах деятельности, а также органы следствия/дознания и другие заинтересованные лица

Важно отметить, что в комиссию не должны включаться лица, непосредственно отвечающие за соблюдение требований ТБ (техники безопасности) на объекте, на котором было зафиксировано происшествие. Комиссия должна создаваться на основании приказа/распоряжения того работодателя, на территории которого произошел несчастный случай.

Следующим этапом при проведении расследования является сбор документов и материалов, необходимых для принятия решения по поводу того, является ли несчастный случай производственным, выяснения обстоятельств, которые повлекли за собой наступление неблагоприятных последствий и определения мер, которые следует предпринять для предотвращения подобных ситуаций в будущем. На данном этапе производится сбор объяснений со всех свидетелей произошедшего и ответственных лиц, производится фото- и видеосъемка, при необходимости привлекаются сторонние специалисты для проведения экспертиз и дачи ими квалифицированных заключений. В зависимости от конкретных обстоятельств дела могут также потребоваться:

После сбора информации обобщаются все полученные в ходе расследования свидетельства, после чего составляется акт , в котором отражается принятое комиссией решение. Параллельно при участии уполномоченных органов руководителю может быть вручено предписание о необходимости устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Акт передается потерпевшему (его представителям) или по месту основной работы пострадавшего (если случившееся произошло во время выполнения им трудовых функций у другого работодателя), а также в иные инстанции, принимавшие участие в рассмотрении несчастного случая на производстве. Сюда же можно отнести направление работодателем необходимой документации в государственную инспекцию по труду и в орган исполнительной власти федерального значения, который уполномочен производить контроль (надзор) в данной сфере деятельности. Его сообщения, касающиеся степени нетрудоспособности работника и мер, принятых для устранения выявленных в ходе расследования нарушений, оформляются в порядке, установленном на законодательном уровне.

При расследовании несчастного случая на производстве документы оформляются самые разнообразные. В самом общем случае в состав пакета включаются:

  1. Приказ/распоряжение о создании комиссии по расследованию случившегося.
  2. Собранные в рамках проведенного расследования материалы.
  3. Акт, оформленный по итогам проведенного расследования.
  4. Отчет по установленной форме.

Важно отметить, что по действующему законодательству работодателю вменяется в обязанности обеспечение надлежащего хранения документов, относящихся к расследованию, на протяжении 45 лет

Как и когда создается комиссия по расследованию несчастного случая на производстве?

Правила создания комиссии отражены в статье 229 Трудового кодекса РФ. При несчастном случае может пострадать один человек или часть коллектива (так называемый групповой несчастный случай), но в любом случае расследование проходит по одному сценарию.

Комиссия должна соответствовать таким требованиям:

  1. Включать не менее трех человек – председателя, его заместителя и секретаря процесса. Комиссию при небольшом материальном ущербе может возглавлять руководитель. Если же в результате случая погибли или сильно пострадали люди, комиссия в обязательном порядке включает лицо из органа исполнительной власти, государственного инспектора труда или члена местного самоуправления. В этом случае возглавлять группу предстоит должностному лицу федерального органа исполнительной власти.
  2. Чаще всего председателем назначают специалиста по охране труда, работающего на предприятии – однако не того, который должен был контролировать соблюдение правил охраны труда на участке (объекте), и именно «во время его дозора» произошло несчастное происшествие.
  3. Если несчастный случай произошел из-за стихийного бедствия или внешнего ЧС (катастрофы или аварии с эпицентром за пределами производства), в комиссию должен быть включен сотрудник органов надзора в данной области.
  4. Если случай привел к гибели 5 и более человек, контроль со стороны государственных органов усиливается, и около 20% от членов должны приходиться на лиц федерального органа исполнительной власти. В большинстве случаев без судебного иска не обойтись.

Члены комиссии должны составлять необходимые документы в ходе расследования, в числе которых:

  • извещение о несчастном случае — форма 1;
  • протокол опроса пострадавшего — форма 6;
  • протокол осмотра места НС — форма 7;
  • сообщение о последствиях и принятых мерах — форма 8.

Как оформить приказ о создании?

Приказ должно инициировать одно лицо. Независимо от того, кем оно будет – руководителем или представителем власти, оно обязано беспристрастно выбирать членов комиссии и ни в коем случае даже опосредованно не влиять на принятие решений и ход расследования.

Приказ должен максимально точно передавать следующие данные:

  • состав комиссии (ФИО с должностями);
  • задачи ее членов;
  • срок расследования.

Поскольку расследование должно начаться в день происшествия на производстве, приказ нужно составлять максимально оперативно. Для повышения скорости можно попросить помощи у опытного работника отдела кадров или ную форму на проверенных интернет-ресурсах.

Стандарта оформления приказа нет, но он должен подчиняться общим правилам составления и ведения официально-деловой документации.

Примерная структура такова:

  1. В верхней части следует привести название организации, наименование приказа и его форму, город и причину создания.
  2. Основная часть должна состоять из ссылки на трудовое законодательства РФ и фразы «приказываю», после которой нужно перечислить ключевые пункты распоряжение (зачем, из кого и на какой срок создается комиссия).
  3. Ниже необходимо перечислить лиц, осуществляющих контроль за расследованием несчастного случая (указать ФИО, должности, и отдать документ на подпись). Даты нужно ставить под каждой фамилией.

Приказ составляется в печатной или рукописной форме строго в единственном экземпляре. При необходимости документ можно размножить на копии.

Отсутствие или несвоевременное составление приказа может быть расценено как отказ в формировании комиссии для расследования, что является серьезным правонарушением и карается уголовной ответственностью.

Заключение

По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации и в соответствующих случаях в орган государственного надзора сообщения по формам, установленным Министерством труда Российской Федерации, о решении прокуратуры по факту возбуждения уголовного дела или об отказе в нем и о мероприятиях, выполненных в целях предупреждения подобных несчастных случаев.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составления акта по форме H-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта

рассматриваются органами Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.

Государственный инспектор труда при необходимости (по жалобе, при несогласии с выводами расследования обстоятельств и причин несчастного случая, при сокрытии несчастного случая и по другим причинам) имеет право самостоятельно проводить расследование несчастного случая независимо от срока давности его происшествия.

По результатам расследования составляется заключение, которое является обязательным для работодателя и может быть обжаловано в органах Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или в суде.

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector